Личный блог

Меньше стало радости – это ленивый мозг или эволюционный рост?

«Раньше я был(а) намного радостнее, а сейчас появляется всё больше грусти и депрессивных состояний» - иногда я такое слышу от людей, за собой тоже бывает замечаю.

Даже дети сейчас выбирают игрушки с антистрессовыми эффектами, что уж про взрослых говорить. 

В чём тут может быть причина? А их много, я хочу рассказать об одной – она же служит мне мотивацией для поддержания позитивных состояний. 

Эволюция человека предполагает рост его возможностей по усвоению и обработке информации о мире. Если до какого-то периода саморазвития для человека было естественно находиться в состояниях радости и счастья, а потом вдруг жизнь начала усложняться, можно считать это переходом в следующий класс.

Тело вместе с мозгом могут просто не поспевать за темпами развития самосознания человека – его потребностями в новом опыте и самосовершенствовании, которые подразумевают многократное усложнение жизненных задач. Разнородных новостей со всех сторон поступает всё больше, противоречивые сведения приходят со всех сторон и невозможность их сразу совместить – в одно, в гармоничную целостную систему, - может вызывать в человеке серьёзный внутренний конфликт, перерастающий в депрессивное состояние.

Наш мозг старается как можно скорее избавить нас от навязчивых непозитивных состояний, но как и многие защитные реакции организма – слишком сильно старается, иногда не зная, когда остановиться. И бывает, что особо «не заморачиваясь» с путями такого избавления, он выбирает самый простой и менее энергозатратный – оградиться от новой информации. Получается состояние «счастливого неведения», подкрепляемое гормонами удовольствия – задача же решена! – и мотивациями типа «меньше знаешь – крепче спишь».

Здесь стоит продолжать рассматривать мозг как целостную систему, но помнить, что это не ленивая масса нервных клеток, а сложнейшая система взаимодействия разных отделов и их зон, выполняющих разные функции и через которые могут проявляться разные субличности. Они несут в себе представления, свойственные разным уровням самосознания человека и обладают очень разными характеристиками. В целом можно сказать, что есть субличности ленивые, скандальные, агрессивные или благоразумные, целеустремлённые и ответственные. Есть те, которые больше соответствуют представлениям людей об эталонной человечности, а есть те, которые совсем не похожи на людей, со всевозможными нечеловеческими повадками.

Так вот разрешить сложную задачу и не окунуть при этом весь организм в затяжную депрессию в состоянии только наиболее развитые из них – спокойные, уравновешенные, дальновидные, обладающие широким кругозором и качественными разносторонними знаниями о себе и природе. Лёгких путей они не ищут и готовы узнавать новое, перспективное – как раз то, что позволяет сделать невозможное – увязать противоречивые фрагменты информации в целостное представление. И за счёт этого устранить внутренний конфликт, а значит – улучшить настроение, получить то самое удовольствие от решения сложной задачи и позитивно отреагировать на то, от чего другие субличности давно погрузили бы человека в тоску и апатию.

Эти субличности, базовые для человеческого направления развития, умеют перевести любую жизненную ситуацию из статуса «проблемы» - чего-то неопределённо-необъятного, вводящего в ступор, - в статус «задачи», который включает поиск решений, позволяет начать анализировать причины и следствия и синтезировать из них новые представления о себе – Человеке – и своих глубоких взаимосвязях со Вселенной.

Так мы развиваем амплиативные участки коры своего головного мозга и увеличиваем свои шансы на то, что в сложных ситуациях поиска выхода из конфликтных состояний (и предотвращения их вовсе) первыми будут предлагать свои решения именно эти – человечные наши субличности. Такие решения несут минимум вреда для всех и приносят человеку чувство счастья. Получается двойная награда – само ощущение радости плюс удовлетворение от преодоления невозможного. Тогда по мере узнавания мира и приобретения опыта мы будем не просто копить негативный опыт, подавляя или вытесняя его разными способами, а будем усваивать суть эволюционно важных жизненных уроков -  становясь не всё более печальными и тревожными, а более мудрыми – добрыми, разумными, по-человечески позитивными!

Пусть у нас всё получается!

Просмотров: 440
Блоги других авторов